История обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения
Бесплатный звонок по России 8 (800) 222-01-89

Время работы:

ПН-ЧТ 08:30 - 17:30
ПТ        08:30 - 16:30
СБ        09:00 - 15:00  


Прием заказов:

ПН-ВС с 8.00 до 21.00

8 (495) 532-99-11

Заказать звонок
Каталог товаров

История обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения

История обработки мрамора

С того времени как резец древнего мастера впервые прикоснулся к мраморной глыбе прошло уже по меньшей мере три тысяч лет. Этим пропускающим солнечный свет камнем облицовывали стены и ступени величественных храмов, из него делали колонны и портики, барельефы для украшения фасадов домов знатных горожан. Но во все времена, лучшим, что можно было сделать из этого красивого материала, считалось объемное изображение человеческого тела. Именно для создания скульптуры нужен был весь арсенал технологических средств вкупе с мастерством художника. Проследив последовательность движения материала от карьера до готовой статуи, узнав используемые инструменты и станки, можно понять какой путь проделала технология обработки мрамора от античности до эпохи Возрождения.

Возникновение технологии обработки мрамора

Древним грекам повезло: на Пелопоннесе были богатые залежи прекрасного строительного материала. Само слово «мрамор» пришло к нам из греческого языка и означает «блестящий камень». Есть свидетельства того, что на Балканском полуострове уже в архаичную эпоху появляются первые каменоломни. А во времена строительства Парфенона, полностью построенного из мрамора, на добыче светлого камня трудились уже десятки тысяч рабов.

Каменные глыбы откалывали клиньями ровно по намеченной линии. Для этого использовали железные и деревянные конусообразные пики. Отделенную от массива глыбу поднимали, используя сложную систему рычагов и блоков. Предварительную обработку и раскрой по размерам проводили на месте. Заготовки перемещали на катках или на санках оригинальной конструкции.

Археологи подтверждают, что у греков были мощные ручные сверла. Для того, чтобы просверлить мраморную глыбу один раб давил на опору коловорота сверху, а второй вращал ручку. Для ускорения и облегчения процесса в отверстие постоянно лили воду и сыпали кварцевый песок. Закрепление нового сверла в зажиме занимало более часа, сверла быстро тупились, поэтому на сверление тратился целый день.

В мастерской скульптора заготовка помещалась рядом с глиняной моделью. Художник проводил разметку, с помощью циркуля и линейки перенося размеры на глыбу. Шнуром проверялись пропорции. Крупные куски скалывались при помощи долота. Затем наступал черед стамесок, скребков и шилообразных наконечников. В финале применялись пасты для полировки поверхности.

В начале нашей эры римские мастера довели до совершенства искусство соединения изделий из «блестящего камня» при помощи клея из древесных смол. Отдельные цилиндры большой колонны смотрелись как единое целое: до сих пор невозможно увидеть, где проходит шов.

К римскому периоду относят одну из самых известных скульптур из мрамора – копию работы Мирона «Дискобол».

Мрамор и Ренессанс

Микеланджело говорил: «Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее». Итальянцы с успехом повторяли шедевры греческих и римских мастеров. Подтверждением тому служит пятиметровая статуя Давида, выставляемая сегодня во Флоренции.

В плане организации работ мало что изменилось – исключительно ручной тяжелый труд на всех этапах обработки. Однако европейцы 15 века имели уже более развитую технологическую базу. Появились легированные стали и сплавы, позволяющие изготавливать прочные сверла и пилы. Обработку химическими растворами не проводили – щавелевую кислоту начнут применять только в конце 19 века. Для тонкой обработки поверхности мрамора использовались прообразы современных напильников.

Несмотря на прогресс, основной перечень инструментов для работы с «блестящим камнем» оставался прежним:

  • долото с железным наконечником;
  • молоток;
  • пила;
  • сверло;
  • отвес;
  • скребок;
  • приспособление для полировки
  • линейка.

Как удивились бы рабочие каменоломни, увидев алмазный диск, как масло разрезающий толщу мраморной глыбы. Хотели бы, наверное, древние мастера испытать в работе шлифовальные машины, ручные плиткорезы, фрезы и лазерные диски.

Все обзоры и советы