Основные черты уникального уральского камнерезного промысла
Бесплатный звонок по России 8 (800) 222-01-89

Время работы:

ПН-ЧТ 08:30 - 17:30
ПТ        08:30 - 16:30
СБ        09:00 - 15:00  


Прием заказов:

ПН-ВС с 8.00 до 21.00

8 (495) 532-99-11

Заказать звонок
Каталог товаров

Основные черты уникального уральского камнерезного промысла

Камнерезное искусство Урала

Вместе с активным развитием горной промышленности в XVIII–XIX веках на Урале развивалось самобытное камнерезное искусство, которое живо и по сей день. Сейчас в каждом крупном городе есть свои мастерские, превращающие яшму и малахит, агат и кварц в уникальные изделия народного промысла. Со временем совершенствуется техника, усложняется композиция, но особый уральский дух произведений искусства остается неизменным.

Развитие народного промысла

Историки считают, что создавать поделки из камня на Урале начали в XVII веке, но расцвет случился столетие спустя. Благодаря стремительному освоению восточных территорий здесь появляются большие горнодобывающие предприятия. Урал как магнит манил мастеров со всей страны и из других государств.

Важным для камнерезного искусства считается 1751 год, когда многие уже состоявшиеся профессионалы объединили свои усилия в Екатеринбургской гранильной фабрике. Это стало отправной точкой для бурного развития промысла. Всего за несколько десятков лет появились новые жанры и особые способы обработки материала, учитывающие его структуру. Уже к XIX веку уральские чарки, подносы, столешницы и камины украшали богатые столичные дома.

В советское время мастера-камнерезы выполняли большие ответственные работы по заказу государства. Так, они создали огромное мозаичное панно под названием «Индустрия социализма» размером около 6 метров в длину и 4,5 в ширину. Как утверждают искусствоведы, работ такого масштаба в культуре 20 и 21 века немного.

Вехой для развития народного промысла стало открытие художественно-ремесленного училища «Рифей». В программу обучения входило преподавание сложной объемной техники, являющейся отдельным направлением данного искусства. Основным произведением мастеров этого учебного заведения стала композиция «Урал кует победу», в которой искусно сочеталась разные виды мозаики.

В современной технике обработки камня используется передовое оборудование, которое повышает сложность и смысловую нагрузку изделий. Станки позволяют мастерам освободиться от рутинны и сконцентрироваться на мимике и внешнем виде персонажей. Часто в работах используется эмаль и другие материалы. При этом сохраняется особая «каменная чистота» изделий.

Легендарные мастера

Уральское искусство породило множество сказаний, которые виртуозно переработал в своих произведениях Павел Бажов. Удивительные образы людей, рискующих жизнью ради своего умения, были срисованы с реальных героев. Так, горный мастер Данила Зверев (1858–1938), по воспоминанию современников, как будто чувствовал камни. Он славился не только талантом и работоспособностью, но и интуитивным умением находить в горах залежи самоцветов. Именно Зверев - прообраз знаменитого Данилы-мастера в произведении Бажова. Одной из главных работ художника по камню стала флорентийская мозаика карты Франции, для которой он подбирал и подготавливал материалы. Кроме того, он участвовал в создании звезд Московского кремля и Мавзолея.

Одним из самых известных мастеров поныне остается Алексей Козьмич Денисов-Уральский. Он происходил из семьи резчиков по камню, навыкам его обучил отец. Уже к 30 годам его стали приглашать на международные конкурсы, а работы получали признание на масштабных выставках. Кроме того, Денисов-Уральский выступал на различных конференциях, посвященных камнерезному делу, благодаря чему смог привлечь внимание к проблемам этой сферы деятельности.

Немногие знают, что имя известного во всем мире ювелира Карла Фаберже также связано с народным промыслом. Первые наборные фигуры, создававшиеся в XX веке, делались под его руководством. Он сотрудничал с Екатеринбургской гранильной фабрикой, закупая здесь материалы для своей работы.

В советский период одним из самых известных мастеров резьбы по камню был Василий Коноваленко. Как пишут искусствоведы, его работы в духе модернизма отображали целую галерею народных типажей, раскрывали их духовное содержание. Коноваленко обрел признание при жизни и был неоднократно отмечен на высоком государственном уровне.

Особенности уральского стиля

Как и всякий устоявшийся народный промысел, искусство резьбы по камню имеет ряд традиционных отличительных черт. Так, каждому растению соответствует определенный материал: черную смородину изображали с помощью агата, листья и корешки изготавливали из яшмы или змеевика, морошку – из янтаря или красного коралла. Разнообразие самоцветов на Урале позволяло проявить творческую фантазию, и мастера умело этим пользовались. Особый талант требовался при работе над клубникой и земляникой. Их делали из цельного камня с тщательной разгранкой каждого зернышка.

Гордостью уральской школы остается техника объемной мозаики. Использование множества текстур и цветов открывало перед художником обширные возможности самовыражения. Такая мозаика представляла собой наслоение специально подготовленных камней различных пород. Благодаря детальной проработке мастерам удавалось создать впечатляющие натуралистичные картины, сочетающие архетипичность и современность. Это очень сложная техника, владеть которой в полной мере могут только истинные профессионалы. Ее суть раскрыл Бажов в своем произведении «Хрупкая веточка». Работы такого рода невозможно скопировать из-за многочисленных мелких нюансов.

Еще одной отличительной черной уральского промысла являются сюжеты. Они существенно обогатились благодаря фольклорным исследованиям и творчеству Павла Бажова. Образы из его сказов прочно вошли в копилку уральского промысла. Хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Голубая змейка украшают как сделанные из камня картины, так и предметы быта.

Несмотря на богатейшую историю искусства на Урале, большинство жителей России мало знает об этом уникальном промысле. Статьи, раскрывающие нюансы техник и жанрового разнообразия, в основном выходят в специализированных изданиях. При этом уральское искусство резьбы по камню ценится во всем мире. На начало XX века пришелся новый виток интереса к таким работам. Сейчас очень популярна портретная техника изображения фольклорных и литературных героев, связанных как с Уралом, так и с мировой традицией.

Все обзоры и советы